Трехосный ЗИЛ-4906: когда проходимость — главный приоритет

Многоцелевой вездеход-амфибия ЗИЛ-49061
Многоцелевой вездеход-амфибия ЗИЛ-49061

После развала СССР многие заводы и предприятия, которые раньше производили технику специального назначения, были рассекречены и преобразованы. Так появилось на свет открытое акционерное общество «Вездеход ГВА» и широкой общественности стали известны его проекты машин особого назначения. Среди них особо выделялись спасательные автомобили особо высокой проходимости ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, которые также имели прозвище «Синяя птица».

История этих машин берет свое начало в 1971 году, когда был построен первый прототип. К тому моменту в СКБ специальных автомобилей при заводе имени И.А. Лихачева уже накопили большой опыт в создании и эксплуатации подобных вездеходов: от ПЭУ-1 до ЗИЛ-4909 ПЭУ-3. На них конструкторы отрабатывали различные концепции, что в итоге привело к четкому представлению о том, какая машина нужна. При производстве ПЭУ-1 были определены преимущества и недостатки разных конструкторских решений. ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 убедил, что огромный вездеход, комбинирующий в себе грузовик и пассажирский внедорожный автобус, не годится для выдвигаемых целей. Шнекоход ЗИЛ-4909 ПЭУ-3 обладал поразительной проходимостью. Но он с трудом мог бы использоваться в обычных дорожных условиях. В итоге конструкторы во главе с Ю.В. Балашевым и В.П. Борисовым пришли к выводу, что необходимо две унифицированных между собой машины, грузовая и пассажирская, а также легкий шнекоход для особых случаев.

Переброска людей и грузов в условиях российского севера
Переброска людей и грузов в условиях российского севера

Первые экземпляры появились в мае и июне 1975 года. Это были грузовой ЗИЛ-4906 (спасатели именовали его «Кран»), пассажирский ЗИЛ-49061 (а этот был известен, как «Салон») и шнекоход ЗИЛ-29061. Он должен был использоваться в самых сложных случаях для погрузки спускаемого аппарата космического корабля в условиях труднодоступной местности. ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 были специально выкрашены в ярко-синий цвет для того, чтобы их можно было заметить на любой местности. Вот за это вездеходы и получили прозвище «Синяя птица». Интересной особенностью обеих машин является то, что многие детали к ним изготовлялись штучно. «Сердцем» вездеходов являлся стандартный двигатель ЗИЛ-130. Взамен использующейся на предыдущих машинах автоматической коробки передач была поставлена механическая пятиступенчатая. Для передвижения по воде вместо водометов использовались гребные винты. Особое внимание уделялось форме и размерам кузова. Согласно требованиям вездеход должен был помещаться в грузовой отсек самолета Ан-12 или Ил-76, а также вертолетов Ми-26 и Ми-6. Ради этого остеклённый колпак кабины был сделан съемным. Сначала «Синие птицы» комплектовались приборами, аналогичными авиационным. Однако в 1984 году на машину был поставлен новый радионавигационный комплекс для точного определения места посадки космонавтов.

Всего с 1975 по 1991 были произведены 12 ЗИЛ-4906, 14 ЗИЛ-49061 и 5 ЗИЛ-29061. После распада СССР выпуск данных машин прекратился.

Создание и испытания ЗИЛ-4906:

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:



КОММЕНТАРИИ

Напишите свой комментарий
Пожалуйста, введите свое имя